Спортивный интеллект в хоккейной игре — статья опубликована в журнале «Хоккей в городе» №15 за февраль-март 2020 г.
Спортивный интеллект в хоккейной игре — Новые идеи как структурировать и упорядочить подходы к тренерской работе и дать этому искусству и традиции научную базу, стали появляться сравнительно недавно.
За годы многолетней практики, как спортивный психолог, не раз убеждался, что спортсмену важно развивать не только спортивную форму, но и получать знания в области психологической грамотности и интеллекта, для достижения высоких спортивных результатов.
Спортивный интеллект или игровой интеллект в хоккее
Тренировочный процесс в хоккее тренеры оценивают субъективно. Когда задаешь вопрос, «А как вы понимаете, какой игрок лучше продвигается в тренировках, совершенствует свою работу?», тренер ответит: «Это видно, в самой игре». По ряду параметров можно оценить и уровень общей физподготовки спортсмена.
Какие факторы тренеры выделяют в игровом процессе? Начиная с самых первых уровней подготовки — это уверенное катание на коньках, владение клюшкой и шайбой, а также различные способы броска. Далее, у начинающих спортсменов тренеры замечают такие факторы, как преимущество функции-роли на льду, где игрок лучше — в нападении, в защите или как вратарь. Насколько ребенок видит других членов команды и противников, их действия, и взаимодействия, проявляет ли начинающий спортсмен лидерские качества. Все эти качества и факторы оценки применяются для создания модели, которая описывает спортивный интеллект или игровой интеллект в хоккее.
Создание модели игрового спортивного интеллекта в хоккее
В психологии известны научные работы по моделированию интеллекта, как набора способностей, обеспечивающих приспособление и развитие, а также успешное взаимодействие с другими людьми. Когнитивные модели, например IQ и тест Айзенка хорошо разработаны, но для игры в хоккей и вообще в спорте, они мало применимы.
Эмоциональный интеллект определяют, как группу способностей, позволяющую распознавать и действовать в согласии со своими чувствами и эмоциями, замечая и принимая в расчет чувства и эмоции других людей. Управленческие способности, эффективное взаимодействие в коллективе, карьерное продвижение, успех во взаимодействии с партнерами и противником, — в основе этого лежит более объемный круг человеческих способностей, который исследовался в 20 веке, с 80-х годов научная работа над моделями интеллекта была интенсивной не только в спорте, но и во многих социальных сферах деятельности.
Известен ряд моделей интеллекта, например, трехмерная модель Гилфорда, так называемый куб интеллекта, одна из самых сложных. Ее исследование связано с существенной работой по составлению анкет, опросам респондентов, и применением вычислительной техники для обработки статистики.
Важна теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, в которой есть множество из семи, позже из 9-ти интеллектов, среди которых присутствует внутриличностный и межличностный интеллект. Также в модели Гарднера есть пространственный и телесно-кинестетический интеллекты, весьма важные в игровых видах спорта.
Разработка моделей интеллекта для спортсмена
Спортивный интеллект это модель, которая нуждается в разработке. Сначала модель прорабатывают на уровне идей, ученые и практики-тренеры произвольно или в дискуссии, выделяют ряд качеств, которые влияют на деятельность, в нашем случае — на игру в хоккей. Эти качества описываются и определяется способ их измерения для конкретного игрока.
Например, можно выделить такие качества, как:
- Физическая сила, ловкость и выносливость
- Профессиональные хоккейные качества
- Способность видеть ситуацию на поле и оценивать ее
- Скорость принятия решений игровых задач
- Взаимодействие с другими игроками в команде на поле
- Эффективность на соревнованиях, на турнирах, в игре.
Специалисты в работе с тренером и командой могут по-своему выделять и другие качества, по своему опыту.
Чтобы спортивный интеллект можно было измерить, для каждого качества собирается ряд подпунктов-параметров, которые важны и могут быть измерены или оценены, например, по 10-бальной шкале. Адекватность выбора параметров соответствует виду спорта и роли на игровой площадке. Группы параметров можно тренировать отдельно, так можно объективировать усилия тренера, и давать более достоверную оценку роста игрока.
Для определения параметра могут быть устроены измерения физических параметров, методика зачетов, работа с графическим и видео-материалом в виде тестов, оценки экспертов-судей и другие способы: для пункта 5 (см. выше), например, могут применяться методы социальной оценки коммуникаций, в которых члены команды оценивают друг друга.
Самое главное — построить такую модель для хоккейного клуба, которая не требовала бы слишком много усилий и времени. Для контроля и получения результатов каждого игрока, и в то же время, была бы достаточной для того, чтобы оценивать рост игрока более объективно.
Спортивный интеллект
Например, на одном из зарубежных ресурсов предлагается более простой набор качеств, составляющих спортивный интеллект в хоккее:
«Хоккейный IQ (Hokey Sense) — это собирательный термин, который включает в себя:
- Понимание игры
- Ледовая осведомленность
- Распознавание образов
- Решение проблем
Это все обучаемые концепции, и игроки могут улучшить свой хоккейный IQ, не только помня об этих понятиях при игре самих себя, но и наблюдая за хоккеем и наблюдая, как другие действуют в определенных ситуациях.»
Как психология влияет на хоккейный интеллект?
Интеллект человека в каждый конкретный момент не постоянная величина, потому что человек — не машина. С точки зрения спортивной психологии и моего профессионального опыта, подчеркиваю, что на интеллект влияют состояние здоровья, эмоциональное состояние, физическая нагрузка и стресс.
Управлять этим влиянием можно: эмоциональное состояние помогут поддержать на рабочем уровне друзья по команде, спортивный психолог и не менее важно, чтобы тренер так же умел заметить и поддержать игрока.
Если физическая нагрузка и общий уровень стресса для команды имеет оптимальное равновесие, то игровой интеллект будет самым высоким. Но если большая часть игроков расслаблены или слишком перегружены, эффективность игры в целом снижается.
Для успешного игрового процесса, такие качества, как сила, ловкость и выносливость, тренируются, сдвигая оптимальную величину игровой эффективности в сторону позитивной динамики.
Что может спортивный интеллект уже сейчас в хоккее
В подготовке хоккейных команд уже сейчас можно начать разрабатывать модель интеллекта в хоккее и начать ее применять.
Подход к изучению игрового интеллекта в хоккее это определенный метод, который требует дополнительной работы от спортивного психолога и тренера команды, требует и времени игроков, для оценки их качеств.
Модель хоккейного интеллекта, которая разрабатывается может меняться, дополняться, а также упрощаться, если ее оценочное применение в практике дает информацию о такой возможности.
Уже сегодня появились приложения для смартфона и компьютера, которые, как обещают их создатели, увеличат игровой интеллект в хоккее. Этими приложениями пользуются тренирующиеся спортсмены за рубежом.
И только некоторые отечественные клубы начинают применять подходы к рабочей модели игрового интеллекта спортсмена в хоккее.
В данном случае необходимо принять во внимание, что универсального метода по развитию спортсмена не существует. То, что подходит одному игроку, не значит что подойдет другому. А вот индивидуальный подход к каждому спортсмену задает правильный курс и приобретает важное значение для современного атлета. Спортивный интеллект современного атлета предполагает возможность оценки и влияния на достижение высоких результатов, как для самого спортсмена, так и для его команды, тренера и всего тренерского штаба.
Торлецкий Сергей. Спортивный психолог. «Спортивный интеллект в хоккейной игре» — опубликовано в журнале «Хоккей в городе» №15 2020 г.