Как спортивный психолог, часто встречаюсь с родителями детей, которые обучаются в спортивных школах.
Родители недовольны тренерами, тренеры недовольны родителями… И все вместе недовольны детьми. Юный спортсмен, да в прочем и состоявшийся профессионал, живёт под двойным прессом, или под тройным. В этот список можно добавить проблемы со сверстниками или проблемы с партнерами в команде, где нет цельности коллектива.
И эта проблема на сегодняшний день действительна и актуальна.
К сожалению в спортивном воспитании очень не хватает спортивных психологов, а точнее, их просто нет, нет такой должности в спорте — не предусмотрено. А ведь такая должность реальна необходима, как в современном обществе, так и в спорте.
Как родитель и как тренер, я хорошо вас понимаю, это действительно недостающее звено в подготовке молодого поколения.
Когда мы учились в школах, у нас с вами вообще не было такой штатной единицы — психолог! Никому и в голову не приходило, что они нам нужны. А на сегодняшний день мои клиенты — это действующие спортсмены, тренеры, родители и их дети. Они реально понимают и демонстрируют необходимость такой работы, как психологическая подготовка. Подготовка и готовность к тренировочному процессу, настрой на выступления, мотивационный аспект и этот список можно продолжать.
Родители недовольны тренерами, тренеры недовольны родителями
Опишу некоторые примеры из своей практики, когда родители недовольны тренерами, а тренеры недовольны родителями: «наши дети не способны внимательно слушать тренера». «Некоторые не могут концентрироваться на конкретном упражнении». «Пропало желание в тренировочном процессе». «Тренер не доверяет». «Они не способны». «На тренировках все хорошо, а на играх зажатость». «Они не могут без конфликтов решить ситуацию». «В нашем коллективе преобладает и главенствует конкуренция», и т.д. и т.п.
Выводы: Дети, как малые, так и взрослые, разучились радоваться удачам друг друга, чужие успехи вызывают в них ревность, а в некоторых случаях доходит до ненависти. Некоторые из них ничем не интересуются, почти ничего не читают, но тем не менее, хорошо манипулируют в своих интересах, проявляют хамство, неуважение, и не идут на контакт с родителями. Они замыкаются в себе, в своих переживаниях, на этой почве формируется раздражительность, а в некоторых случаях все это перетекает в форму невроза. В связи с этим возникает вопрос, о какой подготовке, о какой здоровой конкуренции, о каком здоровом подрастающем поколении может идти речь? Что посеем — то и пожнём.
Кто виноват? Родители или тренеры?
В первую очередь мы с вами. Дети копируют поведение взрослых, не то, что мы им говорим, а то, что мы делаем.
Что делать?
Можно все пустить на самотёк, расслабиться и получать удовольствие (все болезни от нервов — и ещё, от удовольствий), а можно постараться исправить ошибки и решить проблему. В этом и заключается работа спортивного психолога, мне часто приходиться сталкиваться в своей практике с разными случаями.
Всегда готов к конструктивному диалогу и к сотрудничеству, готов рекомендовать вам свою работу в очном формате на коммерческой основе, и конечно по обоюдной договорённости, как индивидуально, так и с командами. С большой вероятностью коммерческий подход будет продолжаться, до тех пор, пока в нашем спорте, в спортивных коллективах, в администрации не появится штатная единица, такая как спортивный психолог.
С уважением к вам спортивный психолог консультант Торлецкий Сергей.
Многие спортсмены испытывают потребность в профессиональной поддержке, но стесняются обращаться к спортивному психологу. Поделившись ссылкой на мои публикации, посвященные спортивной психологии, возможно вы сможете помочь нашим спортсменам, в их профессиональном росте!