Ряд подходов, направленных на то, чтобы улучшить спортивные достижения в одиночном виде спорта, так и в команде.
Какие подходы в работе спортивного психолога?
- Конфиденциально — индивидуальные занятия с атлетом. Консультирование спортсмена, психологическое сопровождение.
- Консультирование родителей спортсмена.
- Психологический тренинг в команде, или проведение семинаров для группы.
В общем, спортивная подготовка — это вид учебных мероприятий. Большинство навыков спортсмена не возникает путём чтения инструкций, спортсмен обучается и тренируется в ежедневных занятиях, целенаправленно. Каждый спортсмен — со своими уникальными психологическими качествами личности. Подходы в работе спортивного психолога, предполагают индивидуальный подход к каждому спортсмену и от специалиста требуется кропотливая работа.
Тренинг, семинар с командой, возможно с участием тренеров — предполагает как решение каких-либо вопросов в команде, так и на сплочённость, и задел на перспективу.
Индивидуальный подход в работе спортивного психолога
В своей работе, тренер применяет профессиональные навыки и строит обучение тоже с учетом индивидуальности каждого спортсмена. Мастерство достигается ежедневными упражнениями — увеличивается физическая сила, скорость мышления и выносливость. Кроме того, в тренировочном процессе путем длительных повторений вырабатывается способность почти автоматических точных движений. Их закрепление в памяти и в «мышечной памяти» способствует их применению на практике.
Как и чем тут может помочь спортивный психолог и какие бывают подходы в спортивной психологии? Какие вообще приемы, кроме мотивации, убеждения, коуч-подходов и командной сплоченности можно применить в спортивной психологии?
Подходы в спортивной психологии
1. Определение зон развития психики спортсмена. У одного спортсмена что-то получается лучше, а что-то лучше у другого. Определение зон развития спортивной техники — удел тренера, а вот определение зон развития личности — это область приложения сил и знаний спортивного психолога. Например, восприятие команды, вдохновение и командоориентированность.
Используя правильные подходы в спортивной психологии — это важный фактор успеха. Ясно же, что у каждого спортсмена, например, хоккеиста, есть своё представление, своё отношение к команде в целом, к тренеру, к тренировочному процессу. Кто-то стремиться к развитию, а кто-то остаётся на месте и в результате отстаёт от своих сверстников. Отстаёт не в спортивной технике, физической силе и выносливости, а именно в своей ориентированности на успех команды в целом.
2. Формирование и коррекция психологической атмосферы в коллективе. Из западных исследований известно, что дух и атмосфера это залог победы. Каким образом его развивают «наши партнеры»? Речёвки, гимны команды, накачка «духа соперничества» и мужественности, свои уникальные аффирмации и речёвки. Еще недавно наши тренеры и директора команд этого «стеснялись», выражая сомнение насчет пользы этих религиозно-выглядящих мероприятий. Но прошло время, примерно год или три назад, как в разных российских клубах это применяют!
Понятно, что одними совместными песнопениями не поднять дух проигравшей команды, для этого применяются специальные техники, помимо убеждения, обесценивания, усиление чувства мести, смещения к интенсификации тренировочного процесса.
3. Большинство навыков, в том числе и физическую силу, молодой спортсмен вырабатывает через усилие — победу над собой. А что если представить, что рост спортсмена, его спортивных навыков и физической силы, это естественный процесс, который тренеру не нужно стимулировать извне. Вообще, бывает ли в спорте такое?
А что если эти методики, или даже, в более общей форме, подходы, применить в обучении молодого спортсмена? Это не тот случай, когда тренер просто не кричит и не ругается, это совсем другой подход к работе тренера. Его и «западные партнеры» еще не применяют, потому что спорт, — это всегда преодоление себя, по простому говоря, определенный уровень усилия над собой, которое в некоторых школах психологии назвали бы насилием над собой.
Внимание к применению междисциплинарных подходов к спортивному обучению, как к обучению в целом может быть источником нового в работе спортивного психолога. Ведь обучение в спорте это не столько личностный, сколько социальный процесс, в котором следует учитывать все факторы: опыт спортсменов-лидеров, изучение техник из прошлого 20 века, учет факторов обучения между спортсменами, кто-то достиг, а кто-то еще учится, и других важных факторов, в этом и есть развитие психологии спорта.
Подходы в спортивной психологии — что можно сделать?
Можно все пустить на самотёк, расслабиться и получать удовольствие (все болезни от нервов — и ещё, от удовольствий), а можно постараться исправить ошибки и решить проблему, выбрав один из подходов. В этом и заключается фундаментальные подходы в спортивной психологии и сама работа спортивного психолога. Мне часто приходиться сталкиваться в своей практике с разными случаями. Уверен, что каждому в жизни необходимы новые знания, как в практической деятельности, так и в теоретической части. Согласитесь, ведь все мы в чем-то талантливы, и нужно лишь уделить внимание нашим подопечным. И конечно необходимо найти индивидуальные подходы в спортивной психологии, дать правильную — мотивирующую поддержку и раскрыть эти таланты.
Всегда готов к конструктивному диалогу и к сотрудничеству, готов рекомендовать вам свою работу, как индивидуально, так и с командами. Теория и практика в обучении — две неразрывно связанные стороны единого процесса подготовки. Поэтому, основным средством психологической подготовки спортсмена, является систематическое освоение новых и качественных знаний, как в практической деятельности, так и в теоретической части.